ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА |
I. Общие сведения |
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы в должности |
Корочкова Ольга Яковлевна | ГБС(К)ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная общеобразовательная школа VIII вида» 430023, г. Саранск, пр.60 лет Октября, д. 111 | Учитель начальных классов | 20 лет |
|
II.Сущностные характеристики опыта* |
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Игровой и занимательный материал с применением элементов педагогической системы М.Монтессори на уроках в младших классах коррекционной школы VIII вида |
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Противоречия: При обучении детей с нарушением интеллекта в настоящее время отмечается необходимость повышения качества обучения и воспитания. Разрабатываются новые формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих детей к учебной деятельности. В специальной педагогике и психологии немало сделано в плане совершенствования образовательного процесса детей с нарушением интеллекта на уроке и во внеурочное время. Отражены различные подходы к созданию системы упражнений и других видов учебных заданий применительно к отдельным школьным предметам. Рассмотрены вопросы организации и руководства самостоятельной работы учеников, ее сочетания с другими методами. Однако исследования учёных показывают наличие противоречия между достижениями в данной области и овладением программным материалом школьниками с нарушением интеллекта. Поиск путей решения данного противоречия привел к изучению педагогической теории и практики М. Монтессори. Дети с нарушением интеллекта, в процессе Монтессори-ориентированного обучения, значительно опережают в интеллектуальном развитии своих сверстников, показывают высокий процент концентрации внимания, очень активны, чувствуют себя более уверенными в собственном успехе, у них наблюдается минимальная тенденция уходить от трудностей. Таким образом, с одной стороны, существует необходимость совершенствования образовательного процесса учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, с другой стороны, имеют место положительные результаты научных исследований по использованию Монтессори-педагогики в обучении детей с нарушением интеллекта. При этом отсутствуют методические разработки применительно к детям данной категории. Все вышесказанное дает основание считать проблему возможности совершенствования процесса обучения детей с нарушением интеллекта посредством включения элементов педагогической системы М. Монтессори одной из актуальных. |
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | Положительные результаты обучения и умственного развития учащихся с нарушением интеллекта с примененимем элементов педагогической системы М. Монтессори могут послужить более осознанному усвоению ими учебного материала, коррекции недостатков психического и физического развития. Основные положения деятельности: 1) поиск эффективных путей совершенствования образовательного процесса детей с нарушением интеллекта, посредством включения элементов педагогической системы М. Монтессори; 2) создание благоприятных условий для формирования представлений и понятий у учащихся с нарушением интеллекта в строго определенной последовательности усложнения действий. |
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Разработанная система дидактических игр, основанных на самоконтроле, открывает новые возможности совершенствования образования учащихся с нарушением интеллекта. Использование элементов М. Монтессори позволяет учащимся свободнее ориентироваться в условиях заданий и успешнее выполнять их, повышает уровень социальной подготовленности детей к жизни, активизирует их психическое развитие. |
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Успешной реализации изменений способствуют следующие условия: - Изучение теоретического и практического наследия М. Монтессори.
- Анализ литературы, касающейся использования дидактических игр в традиционной системе обучения и в педагогической системе М. Монтессори.
- Совершенствование дидактических игр и упражнений путём включения в них элементов педагогической системы М. Монтессори, в частности, самоконтроля.
- Изготовление дидактических Монтессори - материалов для практической работы с детьми с нарушением интеллекта.
|
6.Результат изменений | Разработанная система дидактических игр, основанных на самоконтроле, способствует более полноценному и осознанному усвоению учебного материала детьми, формированию у них переноса знаний и умений в новые условия, а также коррекциипознавательной деятельности в целом. |
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | - Интернет-выступление на научно-практической конференции «Технологический подход к моделированию и реализации процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» с сообщением «Формирование навыков чтения у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида» - режим доступа: http://labintegro.mordgpi.ru/2011/04/26. - Педагогическая мастерская (мастер-класс) Корочкова О.Я. Урок письма в 3 классе «Составление предложений из данных слов». |