Использование элементов декоративно-прикладного искусства на уроках ручного труда в корекционной школе VIII вида

Приобщение к исксству в начальных классах коррекционной школы VIII вида - это новый этап обучения, закладывающий основы художественного мышления. Первым видом исксства для начальной школы выбраны исксства декоративно-прикладные, так как они по своему языку ближе всего детскому мышлению.

Декоративно-прикладное исксство - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемые на протяжении многовековой истории  развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь занимает определенное место в среде жизнедеятельности и духовном мире человека.

Понятие "декоративно-прикладное искусство" достаточно широкое и многограное. Это и уникальное крестьянское исксство, уходящее корнями в тлщу веков; и его современные последователи - традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием - народное искусство; и классика - памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, средой, иными видами пластических искусств.

Процесс приобщения учащихся коррекционной школы к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей с отклонениями в развитии на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей на уроках в начальной школе протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с  5 класса она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.

 В 1-4 классах коррекционной школы VIII вида дети входят в увлекательный мир искусства, осваивая его целостно и во взаимосвязи с окружающей жизнью.

Программное содержание выстраивается вокруг трех сфер художественной деятельности, которые выступают в аадаптированном для детей виде. Дети учатся видеть, различать в процессе восприятия произведений искусства элементы конструктивности, изобразительности, декоративности.

На первом этапе обучения декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира.

Дети с отклонениями в развитии с помощью учителя знакомятся с разнообразными произведениями декоративно-прикладного исксства, окружающими их в повседневной жизни, а также сами изображают, мастерят и украшают посуду, одежду и обувь, маски. Дети учатся создавать пластические выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в единую композицию изобразительные элементы и цветовые  пятна, осваивают разнообразные техники и материалы.

Рисование пластилином -  замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картину рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это еще и способ задать паольчикам мышечную нагрузку.

От педагогов коррекционых школ можно часто услышать о трудностях при обучении письму учеников начальной школы. Действительно, графомоторные навыки у учащихся сформированы очень плохо. В условиях коррекционой школы решению проблемы способствует ручной труд и декоративное рисование. Технические приемы рисования помогают в развитии двигательных ощущений6 мелкой моторики руки - ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, палочки, крючки, точки. Особенно там, где приходится размазывать пластилин по плоскости, покрывать поверхность картона, стекла или пластмассы.

 На первом этапе - главное не переоценить силы ребенка и предложить ему такой сюжет, в котором бы "черная", подготовительная работа не перекрыла бы эффект удовольствия от конечного результата.Действенными с точки зрения пальчиковой гимнастики и эффективными по окончании оказываются картинки-окошки. Окошко-готовая рамка картинки. Они могут быть разного размера и формы, с прямоугольными или закругленными краями.

Начинать лучше всего с четвертинки альбомного листа. Такой формат, ребенок в состоянии покрыть тонким слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцем действующей руки. Основой может служить картон или пластмасса. Стекло с обработанными краями можно предложить ребенку в качестве основы только тогда, когда ребенок освоил технику рисования пластилином и умеет работать аккуратно. При работе со стеклом взрослый должен находиться рядом.

Рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность ребенка, так как рисунок представляет собой тот же рассказ, но не словами, а изобразительными средствами.Возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет ребенку удовольствие. Ребенок получает результаты своего труда, учится их анализировать, находить им применение.

© korochkovaolg

Создать бесплатный сайт с uCoz